Научные сотрудники и инженеры Центра цифровых трансформаций и преподаватели подготовительного факультета для иностранных учащихся Казанского федерального университета находятся на завершающей стадии разработки уникального мобильного приложения, нацеленного на обучение русской фонетике иностранных студентов.

Изучение иностранных языков посредством приложений для смартфонов на сегодняшний день является одним из самых востребованных способов знакомства с иностранными языками. На данный момент на рынке отсутствует мобильное приложение, позволяющее обучать, контролировать и оценивать правильность произношения слов. Разрабатываемое приложение оценивает качество произношения студента и автоматически подбирает тестовые задания для улучшения качества произношения студентом наиболее проблемных фонем, оно создаст новые возможности для обучения иностранных учащихся, соответствующие запросам современной молодёжи, а также повысит интерес к изучению русского языка как иностранного.

Со стороны подготовительного факультета в проекте принимает участие заведующая кафедрой гуманитарных наук Дарья Иванова:

«Проблема отработки произносительных навыков очень актуальна в методике преподавания русского языка как иностранного. В современных реалиях, когда резко усилилась роль дистанционных технологий в учебном процессе, именно изучение фонетической системы русского языка представляет собой одну из трудностей, с которой сталкиваются иностранцы на начальных этапах обучения. Отработка произносительных навыков требует постоянного контроля и коррекции, которая возможна при прямом взаимодействии учащегося и преподавателя. Мобильное приложение позволит автоматизировать этот процесс, следовательно, повысить качество и эффективность языковой подготовки иностранцев».

Заместитель директора Центра цифровых трансформаций Антон Егорчев рассказал, в чём заключается особенность данного проекта:

«В рамках данного мобильного приложения используются уникальные разработки КФУ в области виброакустического и психоакустического анализа. Решение задач акустического скрининга (обнаружение и оценка имеющихся дефектов произношения), механизм распознавания и оценки входящего звукового потока – включая отдельные фонемы и лексемы – основан на аппарате многомерных гетерогенных акустических метрик и адаптивного совмещения решающих статистик. Использование собственной структуры ансамблей особенностей сигналов виброакустического спектра позволяет обеспечить вычисление интегрального критерия отклонения от эталонного произношения – и, таким образом, обеспечить динамическую оценку и ранжирование для оценки текущего уровня и прогресса обучения студента произношению на целевом языке.

Разработанная платформа позволяет обеспечить внедрение широкого перечня языков, в том числе отсутствующих в современных системах распознавания речи: например, татарского языка, что особенно важно для Республики Татарстан как планируемого пилотного региона для внедрения сервиса».

Разработки квалифицированных учёных-фонетистов делают разрабатываемое приложение по обучению русскому произношению эффективным, а игровая форма, качественная современная графика и анимация, продуманный интерфейс делают приложение привлекательным для широкого круга иностранцев, интересующихся русским языком.