«Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы». (25-27 сентября 2025 г.)

КФУ стал площадкой для научного и профессионального диалога специалистов в области преподавания русского языка как иностранного, адаптации студентов, а также внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.


Торжественное открытие состоялось в Императорском зале КФУ. Участников приветствовал проректор по внешним связям Тимирхан Алишев.
На Конференцию заявлено 242 участника из числа сотрудников и преподавателей образовательных организаций высшего образования, – в два раза больше, чем в 2023 году.
В работе принимают участие 14 иностранных граждан (КНР, ИР Иран, США, Иордания, Египет, Республика Гвинея, Пакистан, Сирия, Йемен, Чад, Туркменистан, Казахстан, Эквадор).
Участники конференции представляют 75 организаций системы образования, в том числе ведущие вузы России из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Воронежа, Белгорода, Ульяновска.
Обширная география (города): Белгород, Благовещенск, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Елабуга, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Липецк, Луганск, Махачкала, Набережные Челны, Нижневартовск, Новочеркасск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Пущино, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Старый Оскол, Таусон (штат Мэриленд США), Томск, Троицк, Тула, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Шэньчжэнь (КНР), Элиста.
Приглашенные коллеги:
1. Пичугина Дарья Александровна, доктор химических наук, доцент, и. о. директора, заведующий кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, РФ.
2. Купцова Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, декан Подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва, РФ.
3. Горбенко Виктория Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ Центра русского языка как иностранного Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, РФ.
На Конференции в соответствии с программой заявлен 121 доклад. В оба дня проведения Конференции запланирована работа пяти секций.
По итогам конференции планируется издание электронного сборника материалов с последующим размещением в базе РИНЦ (97 статей).
В рамках Конференции преподавателями подготовительного факультета будет проведен мастер-класс на тему «Иммерсивное погружение в мир РКИ», во время которого можно посетить занятия со слушателями по русскому языку как иностранному в очном и гибридном формате, а также разговорный клуб.
Гостям Конференции будет представлена обширная культурная программа: экскурсии в Казанский кремль и Старо-Татарскую слободу, Раифский монастырь.
Работа конференции началась с пленарного заседания. В своих докладах ведущие ученые обозначили ключевые проблемы и современные тенденции довузовской подготовки.
Декан подготовительного факультета для иностранных учащихся КФУ Айрат Мухаметов и заместитель декана по образовательной деятельности подготовительного факультета Рауф Сабиров подготовили доклад на тему «Устойчивое развитие подготовительного факультета: формирование положительной репутации».
После пленарного заседания началась работа секций, охвативших вопросы актуальных аспектов методики преподавания русского языка как иностранного. Участники обсудили проблемы межкультурной коммуникации, роль научного стиля речи в подготовке студентов, а также современные стратегии обучения. В докладах поднимались такие темы, как использование караоке для преодоления языкового барьера, интеграция фольклора и поэтических текстов в процесс обучения, применение анимационных фильмов для развития речевых навыков.
Вторая секция сосредоточилась на особенностях преподавания общеобразовательных дисциплин иностранным слушателям. Здесь были представлены разработки учебных пособий, методические принципы преподавания физики, химии и математики, а также опыт внедрения геймификации и цифровых ресурсов в обучение.
Третья секция осветила современные технологии и инновации в довузовской подготовке. Среди обсуждаемых направлений – возможности искусственного интеллекта, гибридные формы обучения, использование платформы Moodle, образовательные квесты и видеоигры как способ закрепления языкового материала.
Четвертая секция объединит доклады о социокультурной адаптации иностранных студентов. Участники рассмотрят ключевые барьеры (языковые, временные и культурные), а также поделятся опытом проведения экскурсий, творческих практик и спортивных мероприятий как инструментов интеграции студентов в новую образовательную среду.
Второй день конференции продолжится работой секций, а также круглым столом и мастер-классами, где участники обменяются практическим опытом. Итоги форума также будут подведены 26 сентября.

Автор: Шимкович Елена Доминиковна, Департамент по информационной политике КФУ